Когда нашему сыну было 4.5 года, мы столкнулись с заиканием. Оно возникло внезапно: ребенок стал с трудом выговаривать даже самые простые слова, вставлял лишние звуки и повторял окончания слов, при этом у него еще и заметно сводило челюсть.
Поход к невропатологам ничего не дал. Районный невропатолог сказал, что после такого жаркого лета (2010 год) впору начать заикаться даже взрослым, все само пройдет. Другой невропатолог в платной клинике рекомендовал пить фенибут.
Время шло, заикание не проходило. Мы нашли информацию о Московском центре патологии речи. При звонке туда выяснилось, что только для первого приема у врача нужно собрать кучу справок: направление от районного логопеда, направление от районного невропатолога, выписка из медкарты от педиатра, описание ребенка от логопеда в детском саду, а также привезти результаты ЭЭГ мозга.
Никакого участия и заинтересованности у врачей, которых нам пришлось обойти, чтобы собрать эти справки, мы не нашли. Нет, мы не ждали никакого персонального участия, но возникало ощущение тотального равнодушия и некомпетентности.
Два раза у меня спрашивали: «А что вам написать в направлении, какой диагноз?» И я отвечала, чтобы писали – «тоническое заикание». ЭЭГ мы сделали платно в одной из клиник, но пока наш педиатр оформляла нам выписку из медкарты, результаты ЭЭГ просрочились. В итоге надо было начинать все сначала. И вот такая ситуация в столице нашей родины — Москве…
В итоге, до московского центра патологии речи мы так и не доехали.
Наш сын заикался уже в течение года, а мы все никак не могли найти логопеда, работающего с заиканием у детей.
Методика избавления от заикания Садовниковой Елены Николаевны
Но как-то раз логопед из сада дала нам телефон и e-mail Садовниковой Елены Николаевны – логопеда, набирающего группы детей для избавления от заикания. Она разработала свою собственную методику для работы с заикающимися детками.
Я сразу же отправила ей электронное письмо с описанием нашей проблемы, и Елена Николаевна ответила, пригласив нас на собеседование – необходимо было определить тип личности ребенка, его характер и психологические особенности.
Нас записали в зимнюю группу, и мы стали ждать февраля. Территориально занятия должны были проводиться в детском досуговом центре «Зеркало» рядом с метро «Щелковская».
Когда начались занятия, многое было непонятно: какие-то упражнения вперемешку с обсуждениями сказок и релаксацией. Но чем больше мы занимались, тем целостнее складывалось впечатление.
Занятия проводятся в группе из 5 – 6 человек с присутствием и участием родителей в течение нескольких недель. Получается 35 занятий плюс еще одно итоговое. Если память мне не изменяет, то в первые две недели вы ездите заниматься каждый рабочий день, третья неделя – 4 раза в неделю, четвертая и пятая недели – приезжаете 3 раза в неделю, в оставшееся время – 2 раза в неделю.
Методика Елены Николаевны заключается в том, чтобы переключить внимание ребенка с заикания и попыток произнести слово на правильную речь.
Ребенок с первых же занятий знакомится с техникой произнесения слова: сначала это рубленая речь по слогам, потом «речь мудреца» — плавная, с внятным и долгим произнесением гласных — дети осознают, что могут четко и правильно говорить, начинают верить в себя.
При этом на занятиях используются приемы сказкотерапии: ребенок высказывает свое мнение по поводу персонажей сказок, их поведения, проводит параллели с реальной жизнью.
На сеансах релаксации малыш учится расслабляться, получает необходимые установки для дальнейшей работы – быть уверенным в себе, научиться терпению, идти к своей цели – правильной речи.
Важным элементом занятий являются упражнения – постановка дыхания (йоговское дыхание), дыхательная гимнастика Стрельниковой.
Одним из самых тяжелых и волнительных моментов для ребенка была необходимость молчать какое-то время. Но не надо этого бояться: дети находят в себе внутренние ресурсы для того, чтобы справиться с этим (не без помощи поощрений в виде символических наград), тем более что молчание длится в общей сложности несколько дней.
Как бы ни было тяжело, но родителям в обязательном порядке необходимо следить за выполнением домашних заданий. Найдите в себе силы выполнять рекомендации и заниматься с ребенком дома в течение курса, а также после него.
По окончании занятий могу подтвердить, что, в целом, наш ребенок перестал заикаться, он уже не дышит в середине слов, хотя одергивать его еще приходится – слишком понравилось ему хорошо и быстро говорить, а быстрота чревата срывом – сбивается дыхание и ритм.
***
Через 4 месяца после пройденного курса:
После летних каникул у ребенка периодически бывают периоды плохой речи: может торопиться и проглатывать слова или немного заикается в начале слова, может и подышать в середине слова. В таком случае просим его вспомнить, как надо тянуть гласные, плавно говорить. У нас нет ощущения, что заикание нас покинуло насовсем, но уже нет противного чувства отчаяния, у нас появилась вера в лучшее, мы знаем, как говорить красиво, и будем стараться это закрепить.
Добрый день! Можно у вас попросить контакты Садовниковой?
Телефон Елены Николаевны 8-905-705-63-20
Как у вас обстоят дела сейчас?