Начальная школа: мнение о современных стандартах образования

0
156

Мне много раз приходилось слышать мнения о том, что современное школьное образование ставит своей целью не формирование знаний, умений, навыков у учащихся, а откровенное натаскивание по тестам ЕГЭ.

Но в моих представлениях это касалось  средней школы, а именно старшеклассников.

Но, оказывается, и ученики начальных классов сдают тест в конце своего обучения. Более того, они тестируются по всем основным предметам в конце каждого учебного года начальной школы.

Мой сын пошел в первый класс, и я думала, что все эти тестирования мы благополучно переживем, ведь это не ЕГЭ.  Главное – контролировать степень усвоения знаний на том или ином этапе, а также периодически прорешивать варианты тестов по предметам, чтобы у ребенка имелось представление о том, как это все выглядит.

Ан нет. Не тут-то было. По всей видимости, я нарисовала себе идеальную картину: учительница в школе учит детей, а мы, родители, помогаем делать уроки, контролируем и т.п.

По прошествии более полугода обучения в первом классе я пришла к выводу, что в школе ребенок получает минимум знаний по предметам. К тому же сама учительница сказала, что в соответствии с новыми стандартами образования учитель больше не обучает детей, а задает им направление деятельности. Он говорит тему урока, объявляет детям, что им надо изучить и как это можно сделать. И тут дети приступают к самостоятельной добыче знаний. Конечно, какое-то объяснение нового материала идет, но, по-видимому, в гораздо меньшем объеме, чем раньше.

Кто-то прислушался к учительнице  и успел вычленить из ее речи скудное объяснение нового материала, сообразил, что и где еще почитать. А кто-то (что часто случается с маленькими учениками) отвлекся, не успел сконцентрироваться, считал ворон и пропустил все мимо ушей. Объяснять по несколько раз никто не будет, так как проговаривать одно и то же для закрепления теперь учителю запрещается – это должны делать сами ученики (из тех, кто услышал и понял).

Спасением в такой ситуации могут стать родители. Именно на них теперь ложится бремя обучения своего ребенка и объяснения ему того, что он не понял. Конечно, разработчики новых программ могут сказать, что ребенок сам должен найти нужную информацию, почитать и уяснить то, что он недопонял. Но, извините, это маленький человек 7 лет.  Не много ли на него возложили?

Вот и получается, что наш ребенок почти весь первый класс находится фактически на домашнем обучении: мы постоянно спрашивали его по пройденному в тот день материалу, а затем заново все объясняли. Но даже и тут мы не можем быть спокойны. Как можно понять, чему учить ребенка, если не всегда есть на что ориентироваться.

Допустим, по математике учебники были с самого начала, а вот по предмету «письмо» были прописи и «Азбука», в которой никаких правил не было – только рассказы и стишки.

При этом на дом нам выдавали кучу тестов по русскому языку (письму). И только из содержания тестов я могла видеть то, что должен знать мой ребенок.

Учебника с правилами не было, учительница присылала нам теоретический материал по электронной почте, и в итоге вышло так, что обучались мы по тестам, то есть, как и в старших классах, дети натаскивались на тесты.

Слава богу, во втором полугодии наконец-то появились учебники по русскому языку, по которым мы хотя бы можем ориентироваться, что изучают наши дети.

Не удивлюсь, если в очередной редакции программы начальной школы эти учебники вообще уберут, подсунут детям бесконечные тесты и отправят добывать ответы на вопросы из интернета. Ни учебники нам не нужны, ни учителя, ни знания… И так слишком много умных развилось – на заводах работать некому!

Начальная школа: мнение о современных стандартах образования
Оцените пост!

Комментировать